Глоссарий терминов, связанных с командообразованием
Активное слушание - внимательное слушание и слышание того, что говорит партнер, без перебивания его собственными отвлеченными ассоциациями или неуместными репликами.
Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми.
Вежливость - выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах.
Внушение - активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других.
Заражение - бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.
Зона ответственности - конкретный участок работ, ответственность за достижение результата на котором берет на себя конкретный член команды.
Имидж команды - образ себя, который команда формирует у других (партнеров, клиентов, смежников и пр.). Т.е., имидж команды – это ее миф, предполагающий наличие определенного символизма, в котором будет «зашифрована» информация о команде.
Команда - автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи. (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева)
Коммуникативная компетентность - совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного взаимодействия в команде:
- характер поведения во время групповых дискуссий;
- культура межличностной коммуникации;
- умение строить конструктивный конфликт;
- профессиональное знание предмета основной деятельности;
- умение спланировать собственную деятельность;
- результативность;
- уровень исполнительской ответственности;
- уровень ответственности по отношению к общекомандным ценностям;
- уровень ответственности за собственный участок работ, который поручила команда;
- способность к инновациям, нестандартным решениям;
- гибкость, приспособляемость к изменяющимся требованиям внешней среды;
- конструктивная инициативность.
Коммуникативная культура - знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их поведение к достижению желаемых результатов.
Конкурентоспособность команды - возможности команды находиться в зоне успешного развития и перспективно действовать в условиях динамичной рыночной конкуренции с производителями аналогичных работ, товаров и услуг.
Конструктивный конфликт - конфликт, в ходе которого акцент ставится на разностороннее исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.
Консультирование (counseling) - механизм активного слушания, помогающий найти собственное решение. Это форма помощи, которая оказывается в том случае, когда консультируемый заходит в тупик или в чем-то не уверен. Основное требование – не выносить суждений, а открыть новые возможности, перспективы.
Конъюнктура социальных образов - набор идей, образов, являющихся в данный момент актуальными, востребованными, имеющих поддержку в обществе, вызывающих доверие.
Корпоративная культура - совокупность норм, обычаев и ожиданий, влияющих на поведение владельцев, руководства и персонала предприятия или организации.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего конфликтных.
Креативность (творчество) - нестандартный подход к характеру деятельности.
Круговая обратная связь - (многоуровневая, многостороння обратная связь), когда аттестуемого оценивают люди, с которыми он взаимодействует: линейный менеджер, его подчиненные, его коллеги и партнеры, а также внутренние и внешние потребители.
Миссия команды - общая цель и смысл ее существования. Миссия всегда уникальна, индивидуальна, неординарна, в ней заключена основная «изюминка», образ «новизны», неповторимости команды, ее предназначение в мире в целом. И в мире бизнеса в частности. Миссия не связана с получением прибыли, она всегда красива, альтруистична, в ней звучит тема служения. Миссия команды имеет две стороны: описывать предназначение команды в мире бизнеса и в социуме в целом; удовлетворять духовным ожиданиям современников. Главный вопрос формирования миссии: Ради чего? (Ради чего мы, собственно, работаем, ночей не спим, жертвуем личной жизнью? Каков смысл существования нашей команды в мире бизнеса и социуме в данный период времени? Кто-нибудь на протяжении истории человечества или на современном этапе истории уже занимался этим?)
Мониторинг эффективности деятельности команды - постоянно действующая система тренинговых, тестовых и информационно-аналитических мероприятий, обеспечивающая диагностику состояния команды, поддержку ее жизнеспособности и эффективной деятельности на протяжении всего периода существования команды.
Наставничество (coaching) - систематическая и целенаправленная помощь персоналу в развитии их знаний и навыков. Процесс наставничества включает в себя наблюдение и оценку, ясную коммуникацию, предвосхищение потребностей, поддержку, предоставление возможностей, мотивацию путем поощрения, признания успехов и постановки высоких, но реальных целей.
Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую.
Планирование деятельности команды - процесс создания комплекса согласованных между собой действий, позволяющих команде реализовывать поставленные задачи и достичь намеченных целей.
Подражание - воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление
Подражания – следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.
«Принцип колеса» в команде - когда лидер – центр, спицы – связи между лидером и членами команды, внешний обод – связь между членами команды. Если одна из спиц ломается и повреждается сектор внешнего обода, необходимо укрепить оставшиеся спицы и произвести экстренную починку обода. И это главная профессиональная задача лидера. Колесо «служит» до тех пор, пока все спицы целы и внешний круг не поврежден. Колесо команды «работает» до тех пор, пока у членов команды есть единство в понимании результата и особая энергия, именуемая командным духом.
Принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Ситуационный анализ - процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств в прошлом, настоящем и будущем с целью определения наиболее рациональной поведенческой линии.
Социометрия - процесс «измерения» межличностных предпочтений
Стиль ситуативной коммуникации (ССК) - многообразие взаимодействий между членами команды в процессе совместной деятельности, а также ее обсуждения.
Сотрудничество - наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.
Тактичность - чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
Технология «чистого листа» при приеме на работу - отбор кандидатов на основе высоких требований к личностным характеристикам, когда организации (фирме) выгоднее самой довести их до требуемого профессионального уровня с учетом специфики и условий самой организации.
Тревожность - нервозность, неуверенность, формирующие общий «фон» тревоги.
Убеждение - целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение – активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.
Цели команды (в данном контексте) SMART:
Specific - конкретные – ясные и точные в отношении того, что должно быть достигнуто;
Measurable - измеримые посредством количественных и качественных показателей, времени, денег;
Agreed - согласованные между отдельными работниками и их менеджерами;
Realistic - реальные, достижимые, т.е. их выполнение должно быть в пределах способностей и контроля работника;
Time-bound - определенные по времени, должны быть достигнуты в установленное время.
Цель - форма представления результата. Формулировка цели должна раскрыть этот ожидаемый результат.
Ценности команды - ее нормы, принципы, правила жизнедеятельности.
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Энтузиазм - использование в работе обычных методов, но с необычной самоотдачей, душевной теплотой, неформальным подходом, ненормированным привлечением собственных ресурсов (эмоциональных, духовных, моральных, физических, материальных).
Эффективность деятельности команды - величина прироста успешности команды по следующим показателям: стабильное достижение заданного результата в установленный срок; стабильный уровень качества работ; эффективное использование привлекаемых ресурсов; стабильное расширение (или удержание) «ниши» своей деятельности.